Аделаида

Полгода неспешно занималась самокопанием и саморазвитием, благо ресурсы позволяли. Дело шло ни шатко, ни валко, пока подруга, зашедшая в гости, решительно не стукнула чашкой чая по столу и не заявила: «Иди в АйТи!».

Немного опешив от такой настойчивости, я полезла в интернет чтобы поближе ознакомиться с сутью вопроса. И тут выяснилось, что помимо собственно программистов (о-ужас-как-всё-сложно-что-творят-эти-люди) есть ещё некие QA инженеры или попросту “тестировщики”, и как мне подсказывала Всемирная Паутина в лице М.Портнова «стать им может почти каждый». Зёрна упали в благодатную почву, почти сразу были найдены курсы, где нам объяснили, что «поэтом программистом можешь ты не быть», но освоить профессию QA инженера вполне можно – главное внимательность и усидчивость. Немного углубившись, я поняла – о, чудо! – что чем-то подобным я уже занималась не раз, не подозревая, что во мне глубоко прячется QA инженер. В телекоме мы не раз сталкивались с задачами в духе «вот вам новая CRM-система, посмотрите, что там да как работает». Мы честно смотрели и присылали длинные письма, полные скриншотов и грустных комментариев вперемешку со слезами, потому что «preloader крутится 5 минут, как жить». Месяц я кропотливо тестировала лифт, кофемашину, чтобы уловить суть тестирования в целом, потом доставались реальные проекты, и, наконец, экзамен – простенький тестовый сайт и сдача теории.

Получив сертификат, я вышла, щурясь на апрельское солнышко, и вприпрыжку побежала искать работу. И тут я столкнулась с проблемой: выяснилось, что будь ты хоть трижды сертифицированный специалист с бумажкой, но хочется чтобы ты и швец, и жнец, и с опытом работы, и на машинке вышиваешь, и на индонезийском с туземцами запросто объясняешься. С собеседованиями тоже оказалось не всё так просто. Как оказалось, классическая схема – собеседование с HR (на общую адекватность - ожерелье из акульих зубов и чучело кота желательно оставить дома), следующее собеседование с руководителем направления (вот тут начинаются вопросы по существу, но довольно поверхностные, потому что руководитель уже мог забыть, как там тестируют ручки и пластиковые стаканчики), далее собеседование с начальником отдела тестирования (наконец-то, звёздный час - можно развернуться и рассказать про преимущества исследовательского тестирования), далее собеседование с уборщицей (да-да, ей тоже нужно понравиться, а то вдруг ты свинья невоспитанная и на пол шелуху от семечек сплёвываешь). Если некоторые этапы собеседования объединяются, то считай тебе повезло. Чаще между ними проходило несколько дней или недель (в промежутке иногда звонил сотрудник HR и подбадривал «директора на месте нет, но вы держитесь»), иногда успеваешь забыть кто эти люди и что им от тебя надо. Был случай, когда от первого до последнего собеседования прошло почти 2 месяца. Сначала я паниковала и писала на почту преподавательнице с курсов и спрашивала «это вообще нормально??», потом смирилась и почти убедила себя, что это норма.

Так было пока однажды мне не пришло на почту письмо от компании Mygento с содержанием примерно: «А примеры тест-кейсов есть?». Я выслала пример, заварила чай и приготовилась к долгому многомесячному ожиданию. Каково же было моё удивление, когда мне ответили уже через пару дней и позвали на собеседование.

Я подготовилась к традиционному длительному штурму и пошла. Отличия начались сразу: вместо переговорной с кучей оценивающего тебя народа (в некоторых компаниях я не всегда могла уловить, кто есть кто из десяти человек, сидящих напротив), меня по-простому усадили за свободный стол, позволив наблюдать непосредственно за рабочим процессом. Очень скоро закончились типичные вопросы из разряда «расскажи, что знаешь и умеешь», на которые за десятки пройденных собеседований у меня уже были отшлифованные готовые ответы, и начались вопросы действительно интересные. «В каком направлении вы хотели бы развиваться в тестировании?» - этот вопрос застал меня врасплох не потому, что я не знала на него ответ (как раз наоборот, вектор развития я представляла себе довольно хорошо), а потому что никто ранее на собеседованиях мне его не задавал. Что-то вроде вопроса «кем ты хочешь стать, когда вырастешь?». Вероятно, есть какая-то снисходительность со стороны компаний, которые берут к себе «неопытного тестировщика». Вроде как: мы тебе возьмём, научим , что да как, а уж кем ты вырастешь – это нам решать. Так что я, набрав в лёгкие побольше воздуха, рассказывала, куда я хочу двигаться и вообще про все свои представления о тестировании и ожидания. Было особенно приятно и то, что меня не просто слушали, кивая из вежливости – я осознавала, что к тому, что я говорю, относятся внимательно и вопрос задан действительно не «для галочки», а для того, чтобы понять, совпадают ли мои взгляды со взглядами компании. Подход был основательный ещё и потому, что в компании формировался отдел «с нуля» и менялся существующий подход к тестированию, а значит и цель была глобальнее, чем у больших компаний, которые «набирают штат QA инженеров» - собрать команду, которая бы сформировала своеобразный фундамент для тестирования. Очевидно, что для меня это была очень привлекательная перспектива. С одной стороны, развиваться в новой сфере уже интересно, с другой - я могла применить прошлый опыт по организации чего-то нового (тут пригодился в частности и опыт руководства - спасибо прошлой работе).

К счастью, пяти собеседований не понадобилось, для того, чтобы понять наш взаимный с Mygento интерес друг к другу.

Первое, что меня поразило – это атмосфера спокойствия. После телекома, где каждый день – это маленькая война, было удивительно ощущать, приходя на работу, что сегодня тебя ждёт что-то интересное, а не думать, какие трудности тебе придётся преодолевать.

Второе, и я до сих пор считаю, что это самое важное качество Mygento, которое делает компанию уникальной и выгодно отличает её от многих – ощущение единства в стремлении достичь общей цели. Тут нет «твоего проекта» или «твоей работы». Конечной целью является не написать код, отдать QA инженеру свёрстанную страницу и забыть, а получение конечного продукта, соответствующего ожиданиям Клиента. За всё то время, что я работаю в компании, я ни разу не получала отказа в помощи, никто ни разу не сослался на занятость или просто на нежелание помочь, потому что «его работа тут закончена».

Третье, что тоже очень-очень важно и чего, как мне кажется, не хватает многим компаниям – это участие в жизни друг друга. В первый же день ко мне подошли коллеги с очень серьёзными лицами и доверительным шёпотом поведали, что есть в компании традиция первого совместного обеда, во время которого новопришедшего знакомят с местной «кулинарной культурой». Я прониклась важностью миссии и, на всякий случай, приготовилась к следующему этапу собеседования. Как выяснилось, встречные вопросы не возбраняются, так что в ходе обеда я узнала много интересного о работе компании и о людях, с которыми мне предстояло работать. У каждого была своя интересная и уникальная история о том, как он попал в Mygento. Но самое главное, что я должна была усвоить из этой беседы : «мы не просто люди, которые проводят 8 часов в одном помещении». Мы не просто коллеги, а дружный коллектив, где с неподдельным интересом относятся к увлечениям каждого. Мы можем сварить кастрюлю борща и пойти с ней в гости друг к другу. Мы вместе поможем выбрать кличку для твоей кошки . Мы можем забежать на кухню за кофе на пять минут, а спустя полчаса обнаружить себя в центре горячей дискуссии о здоровом питании, воспитании детей, выборах, ремонте фасадов и вообще о чём угодно. И если ты хочешь просто тихо сидеть в уголке, то это конечно твое право, но скорее всего тебе с нами будет не очень комфортно, потому что мы вот такие.

Со временем я осознала, что это абсолютно верная форма взаимодействия в коллективе, а по-другому и быть не может – эффективность работы гораздо выше, когда есть возможность обсудить вопросы с коллегами в непринуждённой беседе, а не тихонько гуглить из своего угла. И самое крутое, конечно, это когда к тебе подходит человек , проработавший два дня и говорит: «блин, а вы клёвые!». Даже спорить не стану, мы такие)

Четвёртое, но не последнее. Сейчас, суммируя то, что я услышала во время своего первого дня и став впоследствии невольным свидетелем множества собеседований, я не могу не упомянуть ещё об одном качестве компании. Не могу ещё и потом, что это коснулось непосредственно меня. Это абсолютная непредвзятость при выборе сотрудников. Совершенно не важно, чем ты занимался раньше. Приходя на собеседование, переступая порог офиса, ты уже не учитель английского, как написано у тебя в дипломе, а человек всерьёз одержимый программированием, готовый развиваться в этом направлении. По образованию ты швея? Что ж, тут тебе это не пригодится, но мы готовы тебе рассказать много всего про интернет-магазины, и если тебе это интересно – welcome. Нервничаешь на собеседовании? Бывает. Тебя похлопают по плечу, предложат пойти домой, выпить чая с ромашкой и прийти завтра, чтобы выполнить тестовое задание. Единственное, что имеет значение – твои навыки, стремления и то, насколько они соответствуют курсу компании, а не бумажки. А пошить можно и на пенсии.

Пятое, немаловажное. Mygento – это место, где ты растёшь. Как я уже говорила, пришла я без особого опыта и хоть и не могу сказать, что была в ужасе, но читать приходилось много, а слушать очень внимательно. Нормальный ход работы – это когда ты пришёл с коротким вопросом к коллеге, а дальше как в мультике про Винни-Пуха – вы посидели ещё немного. Посидели немного за твоим столом, переместились на кухню, взяли на буксир другого коллегу, ещё немного посидели, обсудили, нашли решение. Никакой бюрократии вроде «напиши письмо Коле-позвони Васе-подожди неделю». Все вопросы решаются совместными усилиями и очень оперативно. Никто не отстраняется от чужих, казалось бы, проблем, потому что тут так принято : тебе бросили вызов и неважно, откуда он исходит. Дело чести, прямо как по рыцарскому кодексу.

И ещё кое-что. Провожая нас после курсов тестирования, преподаватель сказала нам напоследок: «Будьте готовы, что для программистов вы станете врагами номер один. Вы проверяете их работу и находите в ней ошибки – это вполне себе повод для недовольства». Так вот, я могу сказать, что за все время работы, остро наточенный топор, который я готовила для самообороны, мне до сих пор так и не пригодился. Конечно, не обходится без шуточек в стиле «шёл-шёл и споткнулся о «тестировщика»» и «сломал неломаемое – «тестировщик» от бога», но всё это беззлобно и не без самоиронии. И если уж честно, то ломать мне очень нравится – есть в этом какая-то гармония, природный баланс и лишнее доказательство того, что не бывает правил без исключений и работы без ошибок. К ошибкам, кстати, относятся с пониманием, но без лишней сентиментальности. Конечно, имеет значение критичность и регулярность ошибок, но гораздо важнее твоё отношение к собственным ошибкам. Если ты не готов к гибкости или не способен выслушать справедливую критику, то конструктивного диалога не получится.

То же самое касается и тестирования. «Протестировать всё невозможно» - эту фразу калёным гвоздём на подкорке выцарапывает любой преподаватель, но это правильно только отчасти. Конечно, объять необъятное невозможно, но нужно хотя бы стремиться это сделать, не делая эту фразу своим девизом. И ставить своей основной целью поиск багов тоже не совсем правильно, так как задача стоит более глобально – собраться в некий коллективный разум и сделать как минимум продукт, в точности такой, какой от тебя ждут, и как максимум – продукт, превосходящий ожидания. А для этого совершенно необязательно вести с кем-то какую-то войну. Короче, улыбайся - и программисты к тебе потянутся).

Резюмируя всё вышенаписанное и отвечая на вопрос, стоит ли идти в QA инженеры, скажу так: если твоё призвание не только сломать утюг, но и разобрать его, чтобы понять, как он устроен, почему сломался и как его собрать, чтобы он оставался таким же красивым – однозначно да. И снова да, если ты не боишься трудностей и хочешь двигаться вперёд. Так если это про тебя, то делай как я – не бойся и иди в АйТи ).

Аделаида Лаврецкая