В России к ecommerce-платформам проявляют большой интерес, поэтому мы решили рассказать просто и доступно об этой теме основываясь на собственном опыте работы с Magento.

Как построить интернет-магазин?

Прежде всего, стоит убедится, что eCommerce-платформа именно то, что вам необходимо. Стоит подумать о том, где вы видите ваш интернет-бизнес через лет пять. Если мультирегиональность, мультиязычность, мультивалютность, огромный ассортимент, большой трафик, персонализация, несколько складов и большое количество сотрудников, задействованных в процессе захватывают ваше воображение, то искать платформу, поддерживающую все перечисленное необходимо на старте, чтобы избежать потерь во времени и лишних затратах в будущем, а грандиозную задачу по построению большого интернет-магазина сделать прозрачной и управляемой.

Первой из задач на пути создания eCommerce проекта является подготовка крепкого «фундамента», который впоследствии сделает разработку управляемой, а всю систему обозримой и понятной для архитектора. Этот фундамент представляет собой «многослойный пирог» из универсальных, стандартных и хорошо зарекомендовавших себя технологий и продуктов. Правильный выбор этого набора во многом определяет развитие системы на ближайшие годы. Примеры составляющих такого «пирога» — ORM, CMS, PIM, Search Engine, из конкретных технологий — Hadoop, Apache ServiceMix, NodeJS и другие. Набор этих технологий зачастую определяется опытом команды разработчиков, а не только и не столько потребностями бизнеса.

Таким образом, eCommerce-платформа представляет собой органичный, подготовленный, настроенный, отлаженный, упакованный и документированный набор таких технологий. Под многие типичные задачи в e-commerce платформе как правило есть готовые блоки, которые требуют лишь небольшой «подгонки» под задачу, но есть и такие, которые требуют глубинной доработки под каждый конкретный случай. Чем органичнее переплетены между собой технологии, чем продуманнее архитектура, тем легче будет расширять ее под свои задачи в будущем .

Конечно, можно разработать магазин и без промышленной платформы и самостоятельно собрать весь набор решений и выстроить архитектуру, но удастся ли сохранить через год-два масштабируемость, производительность, безопасность, расширяемость, надежность, документированность? При сегодняшних требованиях к качеству, безопасности, функциональности и темпам развития писать все «с нуля» в итоге выходит очень дорого, долго и рискованно.

Что представляет собой проект на ecommerce-платформе?

eCommerce-система включает в себя взаимодействие с покупателем по разным каналам — от колл-центра и веб-витрины до мобильного приложения и киосков.

Управление мастер-данными e-commerce. Сюда входит набор ПО по управлению мастер-данными интернет-коммерции — контентом, акциями и другими важными объектами. Некоторые компоненты этого блока, как управление товарами, могут использоваться вне интернет-магазина как самостоятельная система. Проект по внедрению платформы включает настройку и расширение этого ПО.

Веб-витрина. С одной стороны, интернет-магазин — это пусть и большой, но веб-сайт. Дизайн-концепция, дизайн-макеты, backend, frontend, HTML-верстка, javascript-автоматизация, обмен данными с внутренними системами, информационное наполнение — все это не пустой звук и этим нужно будет заниматься как и в любом веб-сайте.

Бизнес-процессы и документооборот. Когда в процессе продажи товара участвует много людей, важно обеспечить прозрачную и надежную систему документооборота.

Прочие каналы взаимодействия с клиентом. Мобильное приложение поставляется в виде рабочего прототипа и набора API. Версия для киосков и версия для мобильных устройств представляют собой дополнительные версии веб-витрины, использующие почти тот же функционал и те же данные, что и основной веб-сайт, но в другой «обертке».

Специальная функциональность. Сюда же входят такие важные темы как возвраты, бракованный товар, частичная оплата, системы лояльности, расчет сроков, стоимости и возможности доставки, триггерные и массовые рассылки.

Поиск. В области электронной коммерции поиск — один из важнейших компонентов системы, так как прямо влияет на конверсию посетителей в покупателей.

Как выбирать ecommerce-платформу?

Чтобы не ошибиться с выбором eCommerce-платформы, стоит обратить внимание на:

  • успешные зарубежные проекты. Потому что они существуют дольше российских, и они давно прошли тот путь, по которому идет сегодня российский e-commerce.
  • число внедрений в России. Многие платформы в мире получили высокий рейтинг потому, что они разработаны очень давно, и собрали за историю своего существования много внедрений. Другие появились недавно. Богатая история может быть признаком как хорошего накопленного опыта, так и большого объема кода «из девяностых». Стоит также помнить, что большинство лидирующих eCommerce проектов в России используют не промышленные платформы, а самописные решения, которые в процессе эксплуатации затачивались под конкретные бизнес-процессы в компании и смена платформы для них будет очень трудоемким и не всегда предсказуемым по времени процессом.
  • «открытость» и доступность используемых технологий. Плохо, когда у заказчика нет других альтернатив, чем обратиться к вендору или партнеру за поддержкой запущенного сайта. Хорошо, когда есть быть выбор — собрать и обучить свою команду или работать с опытным партнером.
  • число компаний и специалистов на рынке. Оценить потенциал, сколько их будет с учетом существующего темпа развития через год или два. Их количество напрямую влияет на стоимость разработки и поддержки проекта eCommerce
  • частоту выпуска версий вендором. Если платформа обновляется всего раз в год или реже, стоит задуматься, каков у нее приоритет среди прочих продуктов вендора.
  • стандартные механизмы интеграции. Если платформа имеет API, это очень облегчает работу по интеграции.
  • сложность и стоимость масштабирования. Увеличьте все свои цифры по трафику и объему SKU раз в сто и оцените, сколько будут стоить лицензии, сколько нужно будет серверов, и справится ли платформа с этим вообще. Будьте уверены, ну не в сто, но в десять раз ваш бизнес должен вырасти по этим показателям лет через пять. Если нет таких амбиций, вам вряд ли нужна платформа.
  • готовые модули. Важно понимать существуют ли основные модули для работы в России. Их использование сократит срок разработки и зачнительно снизит затраты на старте. Кроме того, для большинства «промышленных» платформ в России, разработчики таких модулей берут на себя обязательства по их поддержке, что значительно облегчает переход на новые версии платформ.
  • готовые дизайн-шаблоны. Внешний вид в крупном e-commerce никогда не является расширением демо-магазинов, он всегда заменяется новым, специфичным под клиента. И хотя использование стандартных визуальных шаблонов как правило не лучший вариант с точки зрения работы интернет магазина, на этапе старта это позволит сократить финансовые вложения и скорость разработки.

Архитектура и основные составляющие

С одной стороны, использование платформы позволяет запустить магазин за несколько месяцев, а то и недель. C другой стороны, ни одна e-commerce платформа не является коробочным решением. То есть, технически это возможно, но в большинстве случаев нужно донастраивать и интегрировать с внутренними информационными системами клиента, его процессами с учетом российского рынка, поведения пользователей и т.д.

Каждая из составляющих платформы имеет «заготовку» разной степени проработанности, это может быть готовый к подключению модуль, а может быть «полуфабрикат». У готовых модулей есть минус в том, что их не всегда можно легко изменить под специфичные требования, да и изучать их сложнее — неясность и непрозрачность логики требует большего времени на изучение и прототипирование. У «полуфабрикатов» этой проблемы нет, но они требуют большего времени на настройку и доработку. Зато у них есть плюс в том, что система получается стройнее, безопаснее и надежнее за счет более цельной и масштабируемой архитектуры.

В состав eCommerce-платформы входит набор инструментов бэк офиса, автоматизирующих работу специалистов, вовлеченных в процессы eCommerce со стороны интернет-магазина — операторов колл-центра, маркетолога, контент-менеджера, продукт-менеджера и других. Поскольку многие из этих компонентов часто дорабатываются под конкретные процессы, в идеале они должны быть реализованы на единой технологии, с едиными интерфейсами и подходами к расширению.

Крупные платформы изначально спроектированы на большие объемы данных, на сложные бизнес-процессы, на высокую посещаемость, производительность и доступность. Например, кластеризация и кэширование в них выполнены на промышленном уровне.

Поиск

С точки зрения интернет-покупателя поиск — это получение товаров или страниц сайта в ответ на указанные им ключевые слова. Чем ближе результаты поиска к его запросу, тем выше вероятность, что он купит у вас, а не у конкурентов. Поэтому над улучшением поиска непрерывно работают все крупные интернет-магазины. В зависимости от объема трафика, движок для поиска можно написать самим, но гораздо более выгодным решением будет подключение внешнего search engine.

Среди «поисковых движков» в области e-commerce пользуются уважением Apache SOLR, ElasticSearch, Endeca, Sphinx. Подключение к интернет-магазину поискового движка может быть достаточно трудоемкой процедурой, если все делать как следует. В e-commerce платформах обычно этот вопрос решен с одним из продуктов в версии «из коробки».

PIM

Каталог товаров — это то с чего начинается проект интернет-магазина. Данные о товарах могут быть использованы, например, на ценниках в магазине или в печатном каталоге. Хорошей практикой является хранение т.н. «обогащенных данных о товарах» — изображений, технических характеристик (в т.ч. динамических), приложенных файлов — в отдельной системе, специализированной базе знаний по товарам. Такие системы могут являться отдельным продуктом, а могут поставляться в составе платформ.

Общеупотребительное название для таких систем — PIM (Product Information management).

Прямого отношения к интернет-магазину эти системы не имеют, т.к. их назначение — автоматизация управления информацией о товарах и их группах. Если планируется отображать их на веб-сайте, то это уже дело системы управления контентом (CMS).

Система управления контентом

За компоновку и отображение страниц отвечает система управления контентом. Это тоже обязательный компонент любой eCommerce платформы, так как, как уже говорилось выше, интернет-магазин — это еще и просто большой сайт. Такие задачи, как размещение баннеров, добавление пункта меню, добавление страницы с информацией, персонализация отображения отдельных блоков и многие другие выполняются в CMS.

В CMS происходит управление «корзинами», «товарами», «карточками товаров» , рассылками, маркетинговыми правилами, персонализацией и другими элементами.

Фулфилмент и бизнес-процессы, связанные с заказом

Это самая важная часть платформы так как именно здесь происходит все что связано с продажей. После того, как заказ был оформлен и, возможно, оплачен покупателем, запускается цепочка его обработки. В каком-то смысле это документооборот: заказ может быть разбит на несколько, по каждому должны сформироваться поручения на конкретные склады, должны обрабатываться нештатные ситуации вида «товара уже нет» или «заказ подозрительный — надо проверить перед отгрузкой».

Это самая «абстрактная» часть платформы, содержащая много того, что практически невозможно показать (настройка логики обработки заказа, интеграция с WMS, с платежными шлюзами, выгрузка заказа в ERP или внешнюю систему управления заказами), т.к. без финальной интеграции это работать не будет. Здесь как у айсберга — немного видимых пользовательских интерфейсов, но очень большая и массивная «подводная» часть.